ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФРАКЦИИ КПРФ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РД МАХМУДА МАХМУДОВА НА 48 СЕССИИ НС РД 6 СОЗЫВА

Уважаемые депутаты!

Проблемы строительной отрасли вызваны не только кризисом в экономике страны, и республики, но главным образом тем, что существующая модель функционирования отрасли исчерпала свои возможности. Отдельные принимаемые меры уже не решают ​​проблему.

Здесь есть немало факторов, на которые не только Минстрой РД, но и республика в целом не в состоянии повлиять. Поэтому к строительству гражданских объектов привлекаются военные строители.

Что же на наш взгляд происходит в отрасли?

1) Это – резкий рост объемов строительства в условиях ограниченных строительных мощностей и ресурсов. Так, если  пару лет назад республике выделялись в среднем около 3 млрд. руб., то в 2020 году на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в рамках федеральных и республиканских программ, выделено средств на сумму 25654,9 млн. руб., а с учетом муниципальных программ­-свыше 27,5 млрд. руб. А к такому объему бюджетного финансирования строительные мощности и ресурсы, находящиеся в состоянии выживания, муниципалитеты, иные органы исполнительной власти оказались не готовы.

2) проблемы слабой организации исходно-разрешительной документации, качество разработки проектно-сметной документации (ПСД), отсутствие утвержденных генпланов и проектов планировки территорий (ППТ), не соответствие  нормативам выделенных под строительство земельных участков, от которых, в принципе, и начинается непосредственно все действия;

3) нехватка рабочей силы, квалифицированных инженерно-технических работников и иных специалистов в области строительства.

4) отсутствие ограничений на участие в размещении заказов для разработки ПСД различных  дилетантов и фирм с сомнительной репутацией;

5) ограниченные сроки строительства объектов, отсутствие привязки к технологическому циклу строительства, не учитывающие регламентные сроки. Если  заняться подгонкой под бюджетные правила финансирования, то, без сомнения, пострадает качество. Условно говоря, цемент  затвердевает не по бюджетным правилам, а по физическим закономерностям. Поэтому аврал категорически недопустим, учитывая высокую сейсмоактивность республики.

По программе строительства – большой блок – водоснабжение это 101 объект. Из почти 3 млрд. средств – освоено только 150 млн. –это 5,2%. Китай сегодня строит автомагистрали – но горам и ущельям – по рекам и морям. А мы не можем своевременно на равнине пробурить скважину и обеспечить людей водой.

Современная строительная отрасль Дагестана наполнена конфликтами и противоречиями на разных уровнях, однако главным из них можно назвать конфликт способа производства и способа управления. Это противоречие структуры управления и регулирования строительной сферы, с одной стороны, и контроля в виде системы экспертизы ПСД, и качества строительства и приемки  завершенных объектов, с другой.  Все эти функции и полномочия, имеющие противоречивый характер, которые должны быть объективно разделены, закреплены за Минстроем. Он и заказчик, он и проводит экспертизу, регулирует и контролирует, и принимает готовые объекты. В силу этого трудно обеспечить качество строительства, которая должна быть соблюдена неукоснительно.

Сегодня рыночные методы управления  все больше заменяются режимом ручного управления. Этим и объясняется вынужденное привлечение военных строителей, которые предназначены для решения совсем других задач.

Строительная индустрия в Дагестане должна иметь четко обозначенную Стратегию развития, опирающуюся на Концепцию развития строительной отрасли.

На наш взгляд, необходимо принять два важных документа:

1.КОНЦЕПЦИЯ развития строительного комплекса Республики Дагестан на 2021 -2023 годы   (в рамках трехлетнего бюджетного планирования)

2. КОНЦЕПЦИЯ развития жилищно-коммунального комплекса 

Республики Дагестан на 2021-2023 гг.

(в рамках трехлетнего бюджетного планирования)

Необходимо создание условий для повышения благосостояния и платежеспособности населения, что создаст спрос на строительную продукцию и услуги. Это должно быть достигнуто путем внедрения новых социальных программ и их тщательного мониторинга. Разработать меры по поддержке и созданию условий для укрепления малых строительных компаний на рынке, в том числе путем упрощения процедур участия в конкурсах и тендерах, по снижению неопределенности инвестиций, и рисков финансирования строительных работ.

Следует разработать меры по стимулированию конкурентоспособности отрасли за счет повышения эффективности производства, модернизации технологий строительства.

Принятие обозначенных мер позволит, на наш взгляд, вывести строительную отрасль из кризиса и стагнации, что обеспечит динамичное развитие и других отраслей экономики Дагестана.

Комментировать