ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФРАКЦИИ КПРФ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РД МАХМУДА МАХМУДОВА НА 42 СЕССИИ НС РД

Уважаемые депутаты! Завершился очередной 2019 год. Имеются определенные положительные сдвиги в экономическом развитии Дагестана. В принятом бюджете есть рост финансовой обеспеченности республики. Наблюдается значительная поддержка со стороны федерального центра.

Структура экономики республики в большей мере ориентирована на выпуск военно-промышленной продукции. А объемы госзаказов для оборонных предприятий снижаются, а отсюда и падение объемов промышленного производства республики на 24,2% по сравнению с 2018 годом. Однако дело не только в сокращении оборонзаказа – хотя об этом тоже предупреждал федеральный центр. Падение показывает не только завод Дагдизель, но и Кизлярский КЭМЗ, филиал АО «Азимут», АО «завод им.И.Гаджиева», производства электроэнергии Русгидро, сфере водоснабжения.

Наша республика оказалась среди 7 российских регионов где, средний и крупный бизнес также оказались убыточными. Притом у Дагестана самые низкие показатели, убытки достигли почти 10 млрд рублей. Снизились финансовые результаты практически всех базовых отраслей экономики – кроме строительства где рост – 1 млрд.рублей. Отрицательные результаты хозяйственной деятельности у предприятий отрасли добычи полезных ископаемых – почти на 900 млн.руб.

Снижение оборота розничной торговли показали в 10 регионах страны – самое значительное в Республике Дагестан – 1,9%. По объемам вкладов на душу населения Дагестан – на 80 месте в стране – за нами Ингушская и Чеченская республики. Такое же положение по уровню зарплат и пенсий.

Хотя за прошлый год республика получила самые большие дотации из Москвы. В 2020 году дотации увеличены на 6 млрд 626 млн/руб. и достигнут  всего  72 млрд 892 млн/руб.

Управление Федерального казначейства по РД опубликовала сведения о кассовом исполнении национальных проектов на 1 января 2020 года, согласно которым Дагестан выполнил только 49,95% объема, то есть менее половины от полученных средств. Хуже всего освоены средства по НП «Демография» на 34,1%, образование на 31,8 %, поддержка малого и среднего предпринимательства на 62,9%. В итоге в федеральный бюджет вернулись неосвоенными 8 млрд, 392 млн. 402 тыс.руб.

По официальным данным Росстата, в Республике Дагестан вот уже пятый год подряд снижаются темпы роста экономики. Уже 15 месяцев подряд (за исключением только 2 квартала 2018 года) в базовых видах экономической деятельности региона снижение общих объемов производства и оказываемых услуг – в годовом исчислении более чем на 15%. Совокупный экономический результат дагестанских предприятий отрицательный — убытки в размере 6-9 млрд. рублей ежегодно. Налицо все признаки регионального кризиса – и все больше понимания того, что риски и убытки переносятся на граждан, при этом еще увеличивают и сбор налогов!

В истекшем году общий объем инвестиций в основной капитал (без дооценки на субъекты малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) составил всего чуть более 28 млрд. рублей, из которых более 70% приходится на бюджет. В такой ситуации деятельность правительства замыкается на распределении этих ресурсов.

Предпринимательская активность в регионе сжимается из-за общего ухудшения экономической конъюнктуры и делового климата. По данным Росстата, только за последние годы в республике более 5000 хозяйствующих субъектов (в основном, индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в системе, прекратило свою деятельность. Эти тенденции сохранились и в 2019 году.

Что мы имеем, с чем завершили очередной год?

Численность населения Дагестана превысила 3,1 млн. человек и продолжает увеличиваться, производственная база сокращается, экономика сжимается, совокупное богатство уменьшается, государственные инвестиции на низком уровне, крупных частных инвестиций практически нет, банковский сектор купирован в основном на розничном обслуживании физических лиц. Ограниченные ресурсы территории испытывают все возрастающее давление спроса. С другой стороны, республика не имеет достаточный объем основных активов и денежной массы для осуществления приемлемого объема инвестиций и расширения производства. Экономика задыхается от отсутствия ресурсов, доходы населения падают. Средняя заработная плата и бюджетная обеспеченность на душу населения одни из самых низких по стране – как результат, платежеспособный спрос населения для стимулирования внутреннего рынка весьма ограничен. Бюджетная обеспеченность на душу населения за 2019 год по РФ – 126 т.руб., по Москве – 217 т.руб., по СКФО – 48 т., по Татарстану – 76 т.р., Чечня – 63 т.р., Ингушетии – 61,5 т.р., Дагестану – 44 т.р. – это за год на 1 человека бюджетных денег. Думаю, вопросы здесь излишни – поразмышлять нужно. За полтора года до 8% снизились реальные доходы населения, возросла безработица – уже более 13% экономически активного населения республики. Все эти негативные факторы привели к тому, что увеличилось число дагестанцев, находящихся за чертой бедности, их уже по официальной статистике более 15% (почти 500 тысяч человек!). Дагестан занимает 83 место в стране по уровню благосостояния семей. В результате всего этого дагестанцы покидают свою республику в поисках лучшей жизни. Только за 2016 – 2018 годы Дагестан покинули 34,6 т/чел. – это самый большой показатель среди регионов страны.

Дагестану предстоит серьезная трансформация в сфере планирования, территориального развития, в плане формирования новой модели экономики, новых центров роста, изменения структуры экономики, перехода от затратно-распределительной модели  бюджетной экономики к проектно-инвестиционной на подлинно конкурентной основе с одновременным снижением рисков развития. Но для этого необходимо свободное общество и конкурентная политическая среда. Какие ресурсы, рычаги, механизмы задействовать, какие компетенции развивать, как сосредоточиться на планировании ключевых направлений развития думаю – это задачи республиканского правительства, проводника государственной экономической политики, которая не может быть сведена только к фискальной – она важна и налоги надо платить, но для этого необходима промышленная политика, аграрная, финансовая, инвестиционная, строить и расширять базу сбора налогов, а не забирать последнее у безработных – самозанятых.

Основной вывод – необходимы широкие реформы. Дагестанский народ умеет сплачиваться в условиях трудностей. Образовательный, научный, инновационный потенциал в республике есть, и он должен быть включен в решение задачи экономического развития. Но важно сформулировать консолидирующую дагестанское общество повестку, учитывающую подлинные интересы народа. Только в этом случае нас ждет успех и устойчивое развитие.

Комментировать